Главная > Велосипеды и оборудование > Велосипедные передачи: всё, что нужно знать о системах переключения и их настройке

Велосипедные передачи: всё, что нужно знать о системах переключения и их настройке

Велосипедные передачи: всё, что нужно знать о системах переключения и их настройке

Велосипедные передачи играют важную роль в обеспечении комфорта и эффективности езды. Правильная настройка и обслуживание системы переключения передач не только упрощает процесс управления велосипедом, но и помогает увеличить срок службы его компонентов. В этой статье мы подробно разберём виды систем переключения, их работу, как правильно их настраивать и обслуживать.

Типы систем переключения передач

Существует несколько видов систем переключения передач, каждая из которых имеет свои особенности и предназначена для определённых условий езды. Рассмотрим наиболее популярные варианты.

Механические системы переключения

Механические системы переключения передач — это самый распространённый тип, встречающийся на большинстве велосипедов. В них используются тросы для передачи усилия от ручек переключения к переднему и заднему переключателям.

Плюсы и минусы механических систем

Преимущества:

  • Простота и надёжность.
  • Доступность по цене.
  • Легкость ремонта и настройки.

Недостатки:

  • Тросы могут растягиваться со временем, что требует регулярной настройки.
  • В некоторых случаях переключение может быть не таким плавным, как в электронных системах.

Электронные системы переключения

Электронные системы переключения — это более продвинутый и дорогой вариант. Вместо тросов здесь используются электрические сигналы для управления переключателями. Примером таких систем являются Shimano Di2 и SRAM eTap.

Плюсы и минусы электронных систем

Преимущества:

  • Плавное и быстрое переключение.
  • Возможность точной настройки.
  • Автоматическая подстройка переключателей.

Недостатки:

  • Высокая стоимость.
  • Необходимость регулярной зарядки аккумуляторов.
  • Более сложное обслуживание и ремонт.

Втулочные передачи (втулочные планетарные системы)

Втулочные передачи размещены внутри задней втулки велосипеда, что делает их защищёнными от внешних факторов, таких как грязь и вода. Эти системы часто используются на городских велосипедах и велосипедах для туризма.

Плюсы и минусы втулочных передач

Преимущества:

  • Низкое обслуживание и высокая защита от погодных условий.
  • Возможность переключения передач в неподвижном состоянии.

Недостатки:

  • Более тяжёлые по сравнению с другими системами.
  • Ограниченное количество передач.
  • Сложность в ремонте при поломке.

Как работает система переключения передач

Система переключения передач на велосипеде состоит из нескольких ключевых компонентов:

  1. Передний переключатель — управляет перемещением цепи между звёздами на передних звездах.
  2. Задний переключатель — перемещает цепь между звёздами на кассете.
  3. Ручки переключения (манетки) — механизмы, которые устанавливаются на руль и позволяют велосипедисту управлять переключением скоростей.
  4. Тросы и оболочки — передают усилие от манеток к переключателям, обеспечивая движение цепи.

Когда вы переключаете передачу, передний или задний переключатель перемещает цепь на новую звезду, изменяя передаточное отношение. Это позволяет вам выбирать между более лёгкими передачами для подъёмов и более тяжёлыми передачами для разгона на прямых участках.

Настройка велосипедных передач

Настройка передач — это важный процесс, который обеспечивает плавную и чёткую работу системы. Ниже приведены основные шаги по настройке переднего и заднего переключателей.

Настройка заднего переключателя

  1. Проверьте выравнивание петуха: Петух — это кронштейн, на котором крепится задний переключатель. Если он согнут, то переключение передач будет неточным. Убедитесь, что петух ровный.
  2. Настройте ограничительные винты: Винты H и L отвечают за положение переключателя на самой большой и самой маленькой звёздах кассеты.
    • Винт H регулирует движение переключателя к меньшим звёздам.
    • Винт L регулирует движение к большим звёздам.
  3. Натяжение троса: Ослабьте крепление троса на переключателе и убедитесь, что он натянут. Переключите на самую маленькую звезду, затем с помощью манетки и регулировочного барашка подтягивайте трос до тех пор, пока цепь не начнёт плавно переходить на следующую звезду.
  4. Тестирование: Переключите все передачи несколько раз, чтобы убедиться, что переключатель работает правильно на всех звёздах кассеты.

Настройка переднего переключателя

  1. Положение переключателя: Передний переключатель должен быть установлен так, чтобы его внутренняя пластина находилась на расстоянии 2-3 мм от самой большой звезды.
  2. Настройка ограничительных винтов:
    • Винт L регулирует положение переключателя на самой маленькой звезде.
    • Винт H регулирует положение на самой большой звезде.
  3. Натяжение троса: Убедитесь, что трос правильно натянут и не провисает. Если трос слишком ослаблен, цепь не будет двигаться на большую звезду. Если трос слишком натянут, переключение на маленькую звезду будет затруднено.
  4. Тестирование: Переключайте передачи и убедитесь, что цепь не трётся о переключатель и плавно перемещается между звёздами.

Советы по обслуживанию системы передач

Регулярное обслуживание системы переключения передач поможет избежать поломок и продлить срок службы компонентов.

Чистка и смазка цепи

Грязь и пыль могут накапливаться на цепи и звёздах, что ухудшает работу системы передач. Регулярно очищайте цепь и кассету от грязи с помощью специальной щётки и обезжиривателя. После чистки наносите небольшое количество смазки на цепь, избегая излишков.

Проверка и замена тросов

Тросы и оболочки со временем изнашиваются и могут растягиваться. Регулярно проверяйте тросы на наличие повреждений и при необходимости заменяйте их.

Проверка износа звёзд и цепи

Цепь и звёзды кассеты со временем изнашиваются. Используйте измеритель цепи, чтобы проверить её состояние. Если цепь изношена, её нужно заменить, чтобы не повредить кассету и передние звёзды.

Проблемы с передачами и их решение

Иногда могут возникать проблемы с переключением передач, такие как заедание цепи или невозможность переключения на нужную звезду. Вот несколько распространённых проблем и способов их устранения.

Тугое переключение передач

Если переключение стало тугим, это может быть связано с грязью или ржавчиной в тросах. Попробуйте очистить и смазать тросы, либо замените их, если они изношены.

Цепь соскакивает с звёзд

Соскакивание цепи может быть вызвано неправильной настройкой ограничительных винтов или износом звёзд. Проверьте настройку переключателя и состояние звёзд и цепи.

Задержка в переключении передач

Если переключение занимает больше времени, чем обычно, проблема может быть связана с растяжением троса или загрязнением кассеты и переключателя. Проверьте натяжение троса и почистите кассету.

Заключение

Правильная настройка и регулярное обслуживание системы переключения передач — залог комфорта и безопасности при езде на велосипеде. Знание базовых принципов работы и настройки системы поможет вам избежать проблем и продлить срок службы вашего велосипеда. Следуйте нашим советам, и ваша система передач будет работать безупречно!

12 Сен 2024
Добавить комментарий