Велосипедные передачи: всё, что нужно знать о системах переключения и их настройке
Велосипедные передачи играют важную роль в обеспечении комфорта и эффективности езды. Правильная настройка и обслуживание системы переключения передач не только упрощает процесс управления велосипедом, но и помогает увеличить срок службы его компонентов. В этой статье мы подробно разберём виды систем переключения, их работу, как правильно их настраивать и обслуживать.
Типы систем переключения передач
Существует несколько видов систем переключения передач, каждая из которых имеет свои особенности и предназначена для определённых условий езды. Рассмотрим наиболее популярные варианты.
Механические системы переключения
Механические системы переключения передач — это самый распространённый тип, встречающийся на большинстве велосипедов. В них используются тросы для передачи усилия от ручек переключения к переднему и заднему переключателям.
Плюсы и минусы механических систем
Преимущества:
- Простота и надёжность.
- Доступность по цене.
- Легкость ремонта и настройки.
Недостатки:
- Тросы могут растягиваться со временем, что требует регулярной настройки.
- В некоторых случаях переключение может быть не таким плавным, как в электронных системах.
Электронные системы переключения
Электронные системы переключения — это более продвинутый и дорогой вариант. Вместо тросов здесь используются электрические сигналы для управления переключателями. Примером таких систем являются Shimano Di2 и SRAM eTap.
Плюсы и минусы электронных систем
Преимущества:
- Плавное и быстрое переключение.
- Возможность точной настройки.
- Автоматическая подстройка переключателей.
Недостатки:
- Высокая стоимость.
- Необходимость регулярной зарядки аккумуляторов.
- Более сложное обслуживание и ремонт.
Втулочные передачи (втулочные планетарные системы)
Втулочные передачи размещены внутри задней втулки велосипеда, что делает их защищёнными от внешних факторов, таких как грязь и вода. Эти системы часто используются на городских велосипедах и велосипедах для туризма.
Плюсы и минусы втулочных передач
Преимущества:
- Низкое обслуживание и высокая защита от погодных условий.
- Возможность переключения передач в неподвижном состоянии.
Недостатки:
- Более тяжёлые по сравнению с другими системами.
- Ограниченное количество передач.
- Сложность в ремонте при поломке.
Как работает система переключения передач
Система переключения передач на велосипеде состоит из нескольких ключевых компонентов:
- Передний переключатель — управляет перемещением цепи между звёздами на передних звездах.
- Задний переключатель — перемещает цепь между звёздами на кассете.
- Ручки переключения (манетки) — механизмы, которые устанавливаются на руль и позволяют велосипедисту управлять переключением скоростей.
- Тросы и оболочки — передают усилие от манеток к переключателям, обеспечивая движение цепи.
Когда вы переключаете передачу, передний или задний переключатель перемещает цепь на новую звезду, изменяя передаточное отношение. Это позволяет вам выбирать между более лёгкими передачами для подъёмов и более тяжёлыми передачами для разгона на прямых участках.
Настройка велосипедных передач
Настройка передач — это важный процесс, который обеспечивает плавную и чёткую работу системы. Ниже приведены основные шаги по настройке переднего и заднего переключателей.
Настройка заднего переключателя
- Проверьте выравнивание петуха: Петух — это кронштейн, на котором крепится задний переключатель. Если он согнут, то переключение передач будет неточным. Убедитесь, что петух ровный.
- Настройте ограничительные винты: Винты H и L отвечают за положение переключателя на самой большой и самой маленькой звёздах кассеты.
- Винт H регулирует движение переключателя к меньшим звёздам.
- Винт L регулирует движение к большим звёздам.
- Натяжение троса: Ослабьте крепление троса на переключателе и убедитесь, что он натянут. Переключите на самую маленькую звезду, затем с помощью манетки и регулировочного барашка подтягивайте трос до тех пор, пока цепь не начнёт плавно переходить на следующую звезду.
- Тестирование: Переключите все передачи несколько раз, чтобы убедиться, что переключатель работает правильно на всех звёздах кассеты.
Настройка переднего переключателя
- Положение переключателя: Передний переключатель должен быть установлен так, чтобы его внутренняя пластина находилась на расстоянии 2-3 мм от самой большой звезды.
- Настройка ограничительных винтов:
- Винт L регулирует положение переключателя на самой маленькой звезде.
- Винт H регулирует положение на самой большой звезде.
- Натяжение троса: Убедитесь, что трос правильно натянут и не провисает. Если трос слишком ослаблен, цепь не будет двигаться на большую звезду. Если трос слишком натянут, переключение на маленькую звезду будет затруднено.
- Тестирование: Переключайте передачи и убедитесь, что цепь не трётся о переключатель и плавно перемещается между звёздами.
Советы по обслуживанию системы передач
Регулярное обслуживание системы переключения передач поможет избежать поломок и продлить срок службы компонентов.
Чистка и смазка цепи
Грязь и пыль могут накапливаться на цепи и звёздах, что ухудшает работу системы передач. Регулярно очищайте цепь и кассету от грязи с помощью специальной щётки и обезжиривателя. После чистки наносите небольшое количество смазки на цепь, избегая излишков.
Проверка и замена тросов
Тросы и оболочки со временем изнашиваются и могут растягиваться. Регулярно проверяйте тросы на наличие повреждений и при необходимости заменяйте их.
Проверка износа звёзд и цепи
Цепь и звёзды кассеты со временем изнашиваются. Используйте измеритель цепи, чтобы проверить её состояние. Если цепь изношена, её нужно заменить, чтобы не повредить кассету и передние звёзды.
Проблемы с передачами и их решение
Иногда могут возникать проблемы с переключением передач, такие как заедание цепи или невозможность переключения на нужную звезду. Вот несколько распространённых проблем и способов их устранения.
Тугое переключение передач
Если переключение стало тугим, это может быть связано с грязью или ржавчиной в тросах. Попробуйте очистить и смазать тросы, либо замените их, если они изношены.
Цепь соскакивает с звёзд
Соскакивание цепи может быть вызвано неправильной настройкой ограничительных винтов или износом звёзд. Проверьте настройку переключателя и состояние звёзд и цепи.
Задержка в переключении передач
Если переключение занимает больше времени, чем обычно, проблема может быть связана с растяжением троса или загрязнением кассеты и переключателя. Проверьте натяжение троса и почистите кассету.
Заключение
Правильная настройка и регулярное обслуживание системы переключения передач — залог комфорта и безопасности при езде на велосипеде. Знание базовых принципов работы и настройки системы поможет вам избежать проблем и продлить срок службы вашего велосипеда. Следуйте нашим советам, и ваша система передач будет работать безупречно!